Эволюция складов: от хранения к фулфилмент центру

Сегмент интернет-торговли активно развивается и позволяет потребителю значительно экономить время на покупках, приобретая товары, просто используя смартфон. Для бизнеса эта сфера является не только точкой роста, но серьезным вызовом. Это касается не только ритейла, но и складской недвижимости.

«Доля интернет-торговли в общем объеме ритейла на сегодняшний день составляет около 5%, а в сделках со складской недвижимостью – порядка 7% от общего спроса. Тем не менее, этот сегмент уже оказал существенное влияние на форматы складских помещений, – комментирует Андрей Постников, Генеральный директор ОРИЕНТИР. – Наряду с обычными распределительными центрами стали появляться фулфилмент-центры. Это центры подбора и отгрузки товаров с минимальной функцией хранения. Собственные фулфилмент-центры строят крупные онлайн-ритейлеры, такие как Wildberries, OZON, LaModa. Есть большое количество операторов, предоставляющих такие услуги, например, Arvato, Бета ПРО, Маршрут и СДТ и другие».

Ключевые отличия фулфилмент-центров от складов класса А:

  • многоуровневая мезонинная система хранения (в 3-5 этажей),
  • повышенная нагрузка на пол,
  • большее число людей (например, на объекте Ozon, когда его полностью запустят, будет работать порядка 5 тыс. человек на 113 000 кв. м. Такого количества людей нет ни на одном сопоставимом по размеру складе),
  • система кондиционирования и вентиляции, климат создается на всех уровнях склада (т.к. люди работают на всех его «этажах»),
  • более высокий уровень автоматизации логистических процессов,
  • сниженная доля застройки в общей площади используемого земельного участка.

Специфика работы фулфилмента заключается в штучном подборе товара. Если речь идет о более-менее унифицированных коробках, как в ИКЕА, то можно осуществлять подбор при помощи роботизированных систем, но для штучного товара при формировании индивидуального заказа конечного покупателя внедрить такие системы на настоящий момент сложнее и дороже. Поэтому товар там подбирается большей частью вручную, а для более эффективного использования объёма помещения устанавливаются многоуровневые стеллажные системы или мезонины.

Фулфилмент-центры имеют ключевые отличия от складов класса А

Таким образом, склад высотой 12 м превращается в 3-5 этажный склад. Высота стандартного склада также составляет 12 метров и его можно превратить в 5-этажный объект, как реализовано, например, в фулфилмент-центре Ozon (складской комплекс ОРИЕНТИР СЕВЕР-1). Необходимость установки стеллажных систем подразумевает большую нагрузку на пол, чем в обычном классе А. По стандартам предусмотрено не менее 8 тонн на кв. м. В фулфилмент-центрах этот показатель может превышать 15 тонн на 1 кв. м и до 40-60 тонн усиления под опоры.

Еще одной особенностью работы фулфилмента являются изменённые требования к зоне погрузки-выгрузки и площадкам на территории склада. В стандартном складе класса А количество доков должно составлять примерно 1 шт. на 700-800 кв. м площади, как правило, речь идет о доках под фуры с высотой загрузки 1,2-1,5 м. В фулфилмент-центре необходимо предусматривать также доки, погрузочные рампы и разворотные площадки для малотоннажного транспорта. Таким образом, общее количество доков увеличивается до 1 шт. на 500 кв. м.

Повышенные требования к количеству и размерам парковочных мест и маневровых площадок означают уменьшение доли застройки до менее, чем 45% от общей площади земельного участка, в отличие от 55% для традиционного склада класса А.

Отдельно стоит упомянуть цифровизацию и автоматизацию складских комплексов. Если роботы пока не могут получить большого распространения, ввиду своей дороговизны и невозможности полностью заменить людей в характерном для фулфилмента штучном отборе, то конвейерные системы, системы сортировки заказов, автоматической загрузки автотранспорта и системы управления складами (Warehouse Management Systems – WMS) уже прочно вошли в обиход современных фулфилмент-операторов. Такие системы экономят время, снижают влияние человеческого фактора и облегчают работу с отказами и возвратами. Если обычный склад еще может обходиться без электронного учета, то фулфилмент-центр представить без него невозможно.

Несмотря на пока сравнительно невысокую долю e-commerce в общем объеме спроса на складские помещения, этот сегмент является безусловной точкой роста. По консенсус-мнению российских логистических экспертов именно e-commerce станет главным драйвером эволюции современных распределительных центров. Решения, необходимые для качественного фулфилмента, постепенно перенимаются другими пользователями и становятся все более распространёнными требованиями на рынке.

Источник: https://zdanie.info